СПЛ
Общие характеристики
- Экипаж:
2 человека - Длина:
7,4 м (24 фута 3,5 дюйма) - Размах крыльев:
9,5 м (31 фут 6 дюймов) - Площадь крыла:
13,4 м2 (144 кв. футов) - Вес пустого:
592 кг (1305 фунтов) - Силовая установка:
1 × М-11, 74,6 кВт (100 л. с.)
Производительность
- Максимальная скорость:
186 км/ч (115,6 миль/ ч, 100,5 кн) - Крейсерская скорость:
183 км/ч (114 миль/ ч, 99 кн) Дальность полета: 400 км (248 миль, 216 миль)
И-Z
И-Z (И-ЗЕТ) — советский истребитель спроектированный конструктором Д. П. Григоровичем специально для использования динамореактивных («безоткатных») орудий — авиационных пушек Курчевского АПК-4 калибра 76,2 мм. Строился серийно в 1933—1935 годах. Всего был выпущен 71 экземпляр. Из-за недоведëнности вооружения и собственной «переходной» схемы так и не достиг боеготового состояния, но на его основе был разработан более совершенный истребитель ИП-1.
ЧЕ-2
Че-2, первоначальное наименование МДР-6 (морской дальний разведчик) — советская летающая лодка, двухмоторный моноплан. Имела съёмное колесное шасси, позволяющее базироваться на берегу. Создана в ОКБ-45 под руководством И. В. Четверикова, совершив первый полёт летом 1937 года.
Выпуск серийных МДР-6 начался в 1940 г. на заводе №31 в Таганроге (первая серийная машина прошла государственные испытания в сентябре 1940 г.). В связи с переводом завода на выпуск ЛаГГ-3, весной 1941 года производство было передано на завод № 30. Однако уже в октябре предприятие было вынуждено отправиться в эвакуацию. Его вывезли в Чкаловск Горьковской области, но там не оказалось свободных производственных площадей. В мае 1942 года то, что осталось от расформированного завода № 30, вернули на прежнее место расположения. Теперь он стал именоваться опытным заводом морского самолетостроения № 458. Из имеющегося задела до конца года там собрали последние 5 самолетов.
Р-10 (ХАИ-5)
Р-10 (ХАИ-5) «разведчик десятый» — советский многоцелевой одномоторный самолёт-разведчик, лёгкий бомбардировщик и штурмовик, созданный в Харьковском авиационном институте под руководством И. Г. Немана в 1936 году. После ареста Немана в 1938 году доводкой машины занимался А. А. Дубровин. С 1936 по 1940 годы в большой серии выпущено 493 машины. Производился в Харькове и в Саратове (с 1937 года), где для его серийного выпуска был задействован завод сельскохозяйственного машиностроения «Саркомбайн», ставший с этого времени авиазаводом.
Принимал участие во всех вооружённых операциях РККА конца 1930-х и начала 1940-х годов начиная с Халхин-Гола летом 1939 года. В 1940 году в производстве его сменил ближний бомбардировщик Су-2 ОКБ Павла Сухого.
До 60 единиц Р-10 было передано в Аэрофлот, где они эксплуатировалось под маркой «пассажирский самолет пятый» ПС-5. Принимал участие в Великой Отечественной войне до 1944 года (со второй половины — в большей степени как учебный).
СК-2
СК-2 — советский экспериментальный истребитель-моноплан конструкции Матуса Рувимовича Бисновата постройки 1940 года.
Конструкция планера цельнометаллическая, полумонокок, с шпангоутами и стрингерами, винт переменного шага, типа ВИШ-52. Крыло свободнонесущее с тонким профилем NACA-230145 было выполнено в виде одного легко заменяемого агрегата без разъёмов (что позволило снизить массу крыльев). Каркас и крылья собраны из набора прессованных дюралевых деталей. Основа крыла — кессон, образованный лонжеронами и наружной обшивкой. Крыло было покрыто тонким слоем шпатлевки (пробковой пылью на маркизе), приклеенном к металлу нитроклеем на грунте (глифталевой основе). Поверхность крыла отполирована до зеркального блеска. Эта отделка держалась особо прочно. Рули и элероны имели полную весовую компенсацию, щитки ЦАГИ-Власова. Хвостовое колесо — управляемое на земле (что повышало маневренность на ВПП), убираемое в полете (что снижало аэродинамическое сопротивление). Единая гидросистема обслуживала хвостовое колесо, закрылки и уборку одностоечного шасси.
Масса самолета получилась крайне низкой — 2300 кг.
Площадь крыла — 9,57 м² (из советских истребителей той поры меньше было только у САМ-13) — дала нагрузку на крыло, весьма экзотичную в 1940 г. — 240 кг/м².
Ар-2
Ар-2 (народное название «Арочка») — советский двухмоторный пикирующий бомбардировщик цельнометаллической конструкции. Разработан под руководством А. А. Архангельского в ЦАГИ, на базе бомбардировщика СБ. Ар-2 создавался как попытка модернизировать самолёт СБ путём его переделки в пикирующий бомбардировщик. На самолёте были установлены два двигателя М-105Р.
Первый полёт опытный СБ-РК совершил в 1937 году.
По некоторым оценкам, по своим боевым возможностям, по меньшей мере, не уступал пикирующему бомбардировщику Пе-2 (превосходил его по бомбовой нагрузке, размещению бомб внутри фюзеляжа и наличием автомата вывода бомб, находящихся внутри самолёта (для сравнения: на Пе-2 при пикировании сбрасывались только бомбы, подвешенные на внешних подвесках). В большую серию самолёт так и не пошёл из-за проблем с защитой задней полусферы: стрелок-радист должен был переползать между верхней и нижней огневыми точками, тогда как в Пе-2 стрелок-радист защищал верхнюю полусферу из ШКАС и имел также пулемёт УБ для стрельбы вниз , а штурман — верхнюю часть задней полусферы из пулемёта УБ. Кроме того на Ар-2 только стрелок-радист имел обзор назад, а на Пе-2 кроме стрелка и штурмана даже лётчик мог смотреть назад через фонарь кабины.[1][2]
«Пегас»
«Пега́с» — лёгкий штурмовик-бомбардировщик, разработанный конструктором Д. Л. Томашевичем, как самолёт, предназначенный исключительно для уничтожения бронетехники противника с максимально простой и дешёвой конструкцией и минимальным количеством оборудования. Летом 1942 года наркомату авиапромышленности был представлен новый конструктор, который предлагал создать противотанковую воздушную армию. Чуть позже её так и назовут: «Противотанковая армия Томашевича»[1]. было произведено 4 экземпляра.
- Технические характеристики
- Экипаж: 1 чел.
- Длина: 10,30 м
- Размах крыла: 14,00 м
- Высота: 3,68 м
- Площадь крыла: 26,60 м²
- Масса пустого: 1800 кг
- Нормальная взлётная масса: 2320 кг
- Силовая установка: 2 × ПД М-11Ф
- Мощность двигателей: 2 × 140 л. с.
- Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 167 км/ч
- Крейсерская скорость: 142 км/ч
- Практическая дальность: 400 км
- Практический потолок: 2620 м
- Вооружение
- Стрелково-пушечное: две 23-мм пушки ВЯ-23, один 12,7-мм пулемет УБК
- Бомбы: 2 бомбы по 250 кг, или же одна 500 кг (без пушек)
И-207 получил название по номеру завода. Строились два экземпляра. Один был оснащён двигателем М-62 (И-207/1), второй — двигателем М-63 (И-207/2). От первоначального варианта они отличались более длинным фюзеляжем, неподвижным козырьком кабины пилота и рядом других изменений. Одним из главных достоинств самолёта авторы считали его технологичность и готовность к массовому производству.
И-207/1 совершил первый полёт 29 июня 1939 года. Испытывали самолёт лётчики Максимов и Стефановский. Вместо заявленной скорости 490 км/ч на нём удалось достичь только 437 км/ч на высоте 4750 м. Отмечалось, что преимуществ перед уже находящимся в производстве И-153 самолёт не имеет. В то же время указывались и положительные качества И-207. Поэтому предполагалось произвести небольшую серию, в ходе работы над которой надеялись уменьшить вес самолёта, установить убираемое шасси и увеличить максимальную скорость.
Тем временем было закончено создание И-207/2. Его испытания продолжались до 22 мая 1940 года. Однако, несмотря на более мощный мотор, этот экземпляр также не показал заявленных характеристик.
ИС-1
Советский одноместный истребитель конструкции Владимира Шевченко. Выполненный по уникально схеме монобиплана — самолёт был способен убирать нижнее крыло после взлёта и выпускать перед посадкой вместе с шасси. Первый образец под названием ИС-1 (Иосиф Сталин) построен в конце 1939 года. Первый полёт состоялся в июне 1940 года[1].
Из-за сложности конструкции, высокой стоимости самолёта, на фоне начавшейся Великой отечественной войны разработка самолётов Шевченко с изменяемой площадью крыла была свёрнута. Но его идеи не пропали даром и легли в основу[2] разработанной в 60-е годы XX века концепции крыла изменяемой стреловидности (КИС).
Модификация | ИС-1 |
Размах крыла, м | 8.60 |
Длина, м | 7.36 |
Высота, м | 2.68 |
Площадь крыла, м2 | 20.83 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 1400 |
максимальная взлетная | 2180 |
Тип двигателя | 1 ПД М-88 |
Тяга, кгс | 1 х 1100 |
Максимальная скорость , км/ч | 588 |
Крейсерская скорость , км/ч | 453 |
Практическая дальность, км | 600 |
Практический потолок, м | |
Экипаж | 1 |
Вооружение: | четыре 7.62-мм пулемета ШКАС или два 12.7-мм пулемета ВС и два 7.62-мм пулемета ШКАС |
- Размах крыла: 12,4 м
- Длина: 8,8 м
- Высота: 2,8 м
- Площадь крыла: 27,6 м²
- Масса пустого самолета: 652 кг
- Масса максимальная взлетная: 1160 кг
- Двигатель: М-11, 100 л. с.
- Максимальная скорость: 155 км/ч
- Крейсерская скорость: 138 км/ч
- Практическая дальность: 680 км
- Скороподъемность: 100 м/мин
- Практический потолок: 2850 м
- Экипаж: 2 чел.
- Полезная нагрузка: до 5 пассажиров или 500 кг груза
Экипаж: 1 человек Длина: 6,40 м (21 фут 0 дюймов) Размах крыльев: 6,48 м (21 фут 3 дюйма) Высота: 2,06 м (6 футов 9 дюймов) Площадь крыла: 7 м2 (75 кв. футов) Вес пустого: 805 кг (1775 фунтов) Максимальный взлетный вес: 1650 кг (3638 фунтов) Силовая установка: 1 × жидкостный ракетный двигатель Dushkin D-1A-1100 , тяга 10,79 кН (2430 фунтов)
Максимальная скорость: 800 км / ч (500 миль / ч, 430 кн) расчетная Дальность полета: 1000 км (620 миль, 540 миль) Эксплуатационный потолок: 12 000 м (39 000 футов)
Вооружение: две установленные в носу 20-мм пушки ШВАК, по 45 снарядов на орудие, два реактивных снаряда РС-82.
Таким был самолет по проекту 1940 года, задуманный как первый в мире истребитель с составной реактивной группой. Его разрабатывала группа инженера М.К.Тихонравова под общим руководством А.Г.Костикова — в то время главного инженера РНИИ. Весной 1941 года проект был доложен и утвержден на техсовете института. После защиты проекта на комиссии ВВА А.Г.Костиков направил проект в НКАП, где 17-18 июля 1942 года он был утвержден на комиссии: С.А.Христианович, А.В.Чесалов, С.Н.Шишкин, В.И.Поликовский и др.
Во второй половине 1942 года А.Г.Костиков ознакомил с проектом К.Е.Ворошилова. В тот же день на приеме у Сталина проект «302» был утвержден, а сам Костиков был назначен Главным конструктором ОКБ-55 и директором опытного завода. Начальником ОКБ стал М.Р.Бисноват, заместителем — А.А.Андреев. Для расчетов на прочность пригласили В.Д.Яровицкого, а аэродинамическими расчетами ведал М.К.Тихонравов.
К весне 1943 года выявилось отставание от графика с выпуском ПВРД Зуева — они были закончены лишь в виде моделей в половину натуральной величины и полных испытаний не проходили. ЖРД Душкина Д-1-А тягой 1100 кгс с дополнительной камерой 450 кгс еще не был готов и только начал огневые испытания.
В виде планера ракетный перехватчик, получивший обозначение «302П», в конце августа 1943 года поступил на испытания в ЛИИ. Там он был всесторонне изучен в нескольких десятках полетов на буксире за Ту-2 и Б-25. По летной оценке С.Н.Анохина, самолет «302П» был исключительно устойчив и управляем по всем осям, хорошо скользил, выполнял «бочки», был прост на посадке после отцепки от буксировщика. М.Л.Галлай, бывший на «302П» в облете, называл машину «эталоном». Подобную оценку давал второй летчик облета Б.Н.Кудрин и ведущий инженер по испытаниям В.Н.Елагин. Установленная на испытаниях посадочная скорость 115- 120 км/ч отвечала нормальному режиму посадки перехватчика. Во время продувок в трубе Т-104 ЦАГИ было достигнуто аэродинамическое качество К=15.
Конструкция самолета деревянная, крыло (профили RAF-34 15 % в корне и NACA-230 8 % на концах) и оперение — с фанерной обшивкой, фюзеляж — монокок. Выполнен был самолет очень чисто и был приятен в пилотировании. Шасси убиралось гидросистемой.
Первый вариант силовой установки (ЖРД и 2ПВРД) предполагал наибольшую скорость «302» — 900 км/ч, потолок — 9000 м и время его набора — 2 мин.
В 1944 году государственная комиссия возглавляемая А.С.Яковлевым приняла решение отказаться от производства самолета 302П. Однако работы над самолетом не пропали даром — некоторые конструктивные решения фюзеляжа и аэродинамические тесты использовал С.М.Алексеев при конструировании истребителей И-211 и И-215.
После войны Семёна Алексеева, работавшего в КБ-21 Лавочкина, назначили в Горький на должность главного конструктора ОКБ серийного завода № 21. Совнаркомом перед ним была поставлена задача по разработке реактивного истребителя с более мощным двигателем, чем захваченные немецкие образцы и их советские копии. Результатом работы Алексеева стал истребитель И-21, который планировался к производству в нескольких вариантах.
Создание первых двух планеров было начато в конце 1946 года. Работа шла под сильным давлением министерства авиационной промышленности, которое требовало завершить первые лётные испытания к 1 августу 1947 года, чтобы самолёт мог участвовать 18 августа в авиашоу в московском Тушино. Первый планер использовали исключительно для статических испытаний. Второй был закончен и получил обозначение И-211 (И-21 версия 1). Так как разработка двигателя ТР-2 затягивалась, то на самолёт установили недоведенные двигатели ТР-1 разработанные под руководством конструктора А. М. Люльки. Несмотря на давление сверху, И-211 так и не выступил на авиашоу в 1947 году.
Во время ремонта потерпевшего аварию И-211, было принято решение заменить на нем ненадежные двигатели ТР-1 на недавно поступившие в СССР ТРД Роллс-Ройс Дервент V. В конце 1947 года, переоборудование и ремонт истребителя были завершены, после чего он был отправлен на заводские испытания. Главным лётчиком-испытателем был назначен А. А. Попов, кроме него на И-215 во время заводских испытаний летали А. А. Ефимов, С. Н. Анохин и М. Л. Галлай. Всего, с 18 апреля, по 20 июня было выполнено 26 полётов.
И-215 являлся одноместным перехватчиком, по формам и размерам повторяющий И-211, но с двумя двигателями «Дервент-V» (тяга 1590 кгс). В связи с установкой новых двигателей изменилась и топливная система, в частности был увеличен запас топлива. В носовой части фюзеляжа была размещена РЛС «Торий-1». Кабина летчика была герметическая с катапультируемым креслом, при аварийном покидании самолёта, фонарь сбрасывался автоматически.
И-216. Этот И-215 модифицированный под установку двух автоматических 76-мм пушек Нудельмана H-76(!) с боезапасом 15 снарядов на ствол.
- Экипаж: 1 пилот
- Длина: 11,54 м
- Размах крыла: 12,25 м
- Высота:
- Площадь крыла: 25,0 м²
- Масса пустого: 4360 кг
- Нормальная взлётная масса: 7400 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 2000 кг (+ 500 кг в ПТБ)
- Силовая установка: 2 × ТРД ТР-1
- Тяга: 2 × 12,7 кН (1300 кгс)
- Лётные характеристики
- Максимальная скорость:
- у земли: 950 км/ч
- на высоте 4000 м: 910 км/ч
- Практическая дальность: 1550 км (с ПТБ)
- Практический потолок: 13 600 м
- Время набора высоты: 5000 м за 3,0 мин
- Нагрузка на крыло: 296 кг/м²
- Тяговооружённость: 0,37
- Длина разбега: 800 м
- Длина пробега: 900 м
- Вооружение
- Стрелково-пушечное: 2 × 23 мм пушки НС-23 с 75 патр. на ствол
НМ-1
Реактивный сверхзвуковой разведчик (РСР) — проект высотного реактивного самолёта-разведчика разработанного в СССР. Самолёт изначально разрабатывался как сверхвысотный и сверхскоростной носитель ядерного вооружения. Однако, в свете распространения в СССР ракетного вооружения, в том числе межконтинентальных баллистических ракет с ядерными боеголовками, концепция самолёта изменилась в пользу высотного скоростного разведчика.
Концептуально стал прообразом американского стратегического самолёта-разведчика Lockheed SR-71 Blackbird[1].
Изначально проект реактивного самолёта-разведчика (РСР) задумывался как скоростной высотный бомбардировщик, способный нести ядерное вооружение. 4 марта 1954 года П. В. Цыбин выступает с предложением создать новый самолёт с небывалыми характеристиками. Максимальная скорость предполагалась 3000 км/ч, высота полёта 30 000 м и дальность 14 000 км. Проект был одобрен в Кремле и началась разработка[2]. однако вскоре из-за резкого развития в СССР ракетной техники у руководства страны сформировалось ложное представление о том, что именно ракеты в будущем станут главным носителем стратегического ядерного оружия. Из-за чего пришлось пересмотреть концепцию всей программы и сконцентрировать усилия на разработке высотного скоростного самолёта-разведчика.
Первый полёт НМ-1 состоялся 7 апреля 1959 года. Пилотировал машину дважды Герой Советского Союза лётчики испытатель Амет-Хан Султан[3]. В результате проведённых испытаний расчётные характеристики на малых скоростях оказались полностью подтверждены. В том числе на критических и сверх критических режимах, взлёте и посадке. Интересен тот факт, что при полёте НМ-1 на предельно малой скорости сопровождавший его Як-25 не мог лететь «строем» и «проваливался». Также в отчётах испытания значится, что в управлении и посадке НМ-1 легче в управлении чем новейшие самолёты Су-7, Су-9 и МиГ-19, МиГ-21.
Модификация | НМ-1 |
---|---|
Размах крыла, м | 10.8 |
Длина, м | 26.6 |
Площадь крыла, м2 | 64.00 |
Нагрузка на крыло, кг/м² | 29.63 |
Масса пустого, кг | 7850 |
Взлётная масса, кг | 9200 |
Двигатель | 2 х ТРД АЛ-5 |
Мощность, кг./ с. | 2 х 2000 |
Максимальная скорость, км/ч | 500 |
Практический потолок, м | 4000 |
Экипаж, чел | 1 |
Е-150
Е-150 — советский экспериментальный истребитель-перехватчик. Основные задачи, поставленные перед Е-150, формулировались так: автоматическое наведение на цель и автоматическая атака, перехват и уничтожение бомбардировщиков противника на сверхзвуковых скоростях в любых метеоусловиях и при отсутствии оптической видимости.
- Технические характеристики
- Экипаж: 1 пилот
- Длина: 19,3 м
- без ПВД: 18,14 м
- Размах крыла: 8,488 м
- Высота:
- Площадь крыла: 34,615 м²
- Профиль крыла: ЦАГИ С-9С
- Угол стреловидности по передней кромке: 60°
- База шасси: 5,996 м
- Колея шасси: 3,222 м
- Масса пустого: 8276 кг
- Нормальная взлётная масса: 12 435 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 3410 кг
- Объём топливных баков: 4210 л
- Силовая установка: 1 × ТРДФ Р-15-300
- Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 1210 км/ч (М=0,99) у земли
- на высоте: 2890 км/ч (М=2,72) на 19 100 м
- Посадочная скорость: 285 км/ч
- Практическая дальность: 1500 км
- Практический потолок: 23 250 м
- Время набора высоты:
- 5000 м за 80 с
- 20 000 м за 305 с
- Нагрузка на крыло: 359,2 кг/м²
- Тяговооружённость: 0,55 / 0,82 (без форсажа / на форсаже)
- Длина разбега: 935 м
- Длина пробега: 1250 м
- Вооружение
- Управляемые ракеты: 2 × К-9
МИГ-37
Комментариев нет:
Отправить комментарий