УТ-1
УТ-1 — советский учебно-тренировочный самолёт, созданный в ОКБ имени Яковлева. Использовался для подготовки пилотов высокой квалификации в мирное время. В годы войны около 50 самолётов были вооружены 1-2 пулемётами и подвесками для 2-4 небольших бомб или реактивных снарядов РС-82. Этот штурмовой вариант назывался УТ-1б, применялся на юге советско-германского фронта.
УТ-2
УТ-2 — советский учебно-тренировочный самолёт предвоенного и военного периодов.
УТ-2 с мотором М-11 по схеме является одномоторным двухместным монопланом, с тянущим винтом, низко расположенным свободнонесущим крылом, открытыми кабинами инструктора и ученика, расположенными тандемом, и неубирающимся в полёте шасси. Зимой шасси менялось на лыжное (деревянные лыжи).
Конструктор — А. С. Яковлев. Прототипом УТ-2 был АИР-10. Массово производился в 1938—1948 годах. Всего выпущено 7243 штуки.
Самолёт подробно показан в фильме «Мужество», поставленном на киностудии «Ленфильм» в 1939 году режиссёром Михаилом Калатозовым.
Як-1
Як-1 — советский одномоторный самолёт-истребитель Второй мировой войны. Первый боевой самолёт, разработанный заводом № 115 под управлением Александра Сергеевича Яковлева как опытный истребитель И-26 (ранее КБ занимались спортивными и учебными самолётами). Производился с 1940 по 1944 годы. К 22 июня 1941 года было выпущено 425 самолётов; всего было построено 8734 самолёта всех модификаций.
На Як-1 вступил в войну полк «Нормандия-Неман». На этом истребителе также воевал женский истребительный авиаполк РККА.
Як-1м
Первый экземпляр Як-1М («москит») с мотором М-105ПФ, построенный 15 февраля 1943 года, отличался от серийного Як-1 прежде всего новым крылом меньшего размаха (9,2 м) и меньшей площади (14,83 м2). Применение металлических лонжеронов крыла, установка вместо четырех бензобаков двух в крыле и одного, расходного, в фюзеляже и, таким образом, уменьшение запаса топлива, уменьшение площади хвостового оперения и другие конструктивные мероприятия уменьшили полётный вес на 230 кг. Улучшение внешних форм и туннеля водорадиатора (он стал более утоплен в фюзеляж, в связи с чем в стандартную форму Як-1 в районе третьей рамы пришлось внести изменения для его крепления), перенос маслорадиатора в центральную часть крыла, использование индивидуальных на каждый цилиндр мотора реактивных выхлопных патрубков способствовали уменьшению аэродинамического сопротивления и увеличению максимальной скорости.[3]
Самолёт Як-1М с мотором М-105ПФ2 далеко ушёл от первого прототипа и представлял собой, по сути, Як-3.[3]
Як-3
Самолёт Як-3 создал в 1943 году коллектив, возглавляемый А. С. Яковлевым, развивая уже оправдавший себя в боях истребитель Як-1. Конструкторам была поставлена задача повысить живучесть, лётные характеристики и огневую мощь. Для этого им нужно было снизить вес и увеличить мощность и скорость.
Як-7
Як-7 — советский одномоторный истребитель времён Великой Отечественной войны.
Был разработан на заводе № 301 вскоре после начала войны, по инициативе находившейся на этом заводе для помощи в освоении самолёта Як-7УТИ бригады ОКБ А. С. Яковлева во главе с ведущим инженером К. В. Синельщиковым, на базе учебно-тренировочного Як-7УТИ. Было установлено полноценное вооружение: одна пушка ШВАК с боезапасом 120 снарядов, два синхронных пулемета ШКАС с боезапасом 1500 патронов и подвески для шести ракетных орудий (по три под каждой консолью крыла) под реактивные снаряды РС-82, установлена бронеспинка, снят фотокинопулемёт, непротектированные бензобаки заменены протектированными. Было демонтировано оборудование и управление из кабины инструктора (задней), после чего она могла быть использована для переброски техсостава и грузов при перебазировании частей, доставки лётчиков с мест вынужденной посадки, размещения дополнительного бензобака, фотооборудования, бомб и для других целей.
Производился Як-7 с декабря 1941 года (21 самолет), всего же было построено 6399 машин 18 различных модификаций, включая учебные. К концу 1942 года стал усиленными темпами заменяться на более совершенный Як-9, ставший впоследствии самым массовым советским истребителем Великой Отечественной войны.
ЯК-7б
Як-7УТИ
Як-9
- Эта модификация отличалась от базовой модели большим запасом топлива (ЯК-9 320 кг, ЯК-9Д 480 кг). Топливо размещалось не в двух баках как на ЯК-9, а в четырёх: двух корневых по 208 л и двух консольных по 117 л. Максимальная дальность полёта достигла 1400 км. Производство ЯК-9Д началось в марте 1943 года (вместо ЯК-9) и продолжалось до мая 1944 года. Всего было выпущено 3068 истребителей ЯК-9Д.
Як-2
До 1938 года ОКБ А.С. Яковлева специализировались на проектировании самолётов легкомоторного типа, но в связи с приближением возможной войны ОКБ получило задание на разработку двухмоторного военного самолёта, который должен иметь максимальную скорость, возможную по тем временам. Самолёт планировали изготавливать в трёх вариантах: истребитель, разведчик, ближний бомбардировщик.
Истребительный вариант планировалось вооружить двумя автоматическими пушками ШВАК и тремя авиационными пулемётами ШКАС. При этом пушки располагались под фюзеляжем, а два из трёх пулемётов — в развале цилиндров двигателей. Эта модификация получила индекс И-29.
Опытный образец самолёта был испытан в январе 1939 года и показал отличную скорость в 572 км/ч[4], но так как на испытаниях самолёт был представлен без вооружения, было принято решение о переходе к концепции скоростного бомбардировщика ближнего действия под индексом ближний бомбардировщик ББ-22 или Як-2[4].
Як-6
Як-6 («Дугласёнок») — самолёт, разработанный ОКБ А. С. Яковлева в 1942 г., сразу проектировался в двух вариантах — транспортном и бомбардировочном. При этом конструкторы стремились сделать его максимально простым в управлении, дешевым в производстве, с минимальным применением дефицитного в годы войны металла. Большая часть самолётов Як-6 строилась в транспортном варианте. Отсек для 6 пассажиров или груза помешался за двухместной пилотской кабиной. С запасом топлива в 278 кг дальность полёта в этом варианте достигала 580 км
Як-11
Як-11 (по классификации НАТО: Moose) — советский учебно-тренировочный истребитель.
Использовался странами социалистического лагеря с 1947 по 1962 годы. Самолёт в своем классе установил ряд мировых рекордов по скорости.
Як-11 прослужили в советских ВВС в качестве самолетов для углубленной летной и стрелковой подготовки до 1963 года, когда их окончательно сменили реактивные учебно-тренировочные самолеты. Помимо военных училищ Як-11 активно использовались в аэроклубах ДОСААФ как спортивно-пилотажные машины, вооружение и стрелковые прицелы на этих самолетах были демонтированы. В аэроклубах эти самолеты использовались до начала 1970-х годов.[1]
За время серийной постройки было изготовлено более 4000 самолетов. С 1952 по 1956 год самолет выпускался в Чехословакии под названием С-11, всего было построено 707 самолетов. Як-11 и его чешская копия С-11 активно поставлялись на экспорт. Их можно было увидеть на аэродромах Австрии, Албании, Алжира, Афганистана, Болгарии, Вьетнама, Венгрии, Гвинеи, ГДР, Египта, Ирака, Йемена, Монголии, Польши, Румынии, Сирии, КНР и КНДР. Дольше всех самолеты прослужили в Монголии — там их списали в 1985 году.[1]
Несмотря на то, что самолёт был создан уже после окончания Великой Отечественной войны, поучаствовать в боевых операция ему всё же довелось. Уже в ГДР он использовался для борьбы с агитационными аэростатами[7].
Як-11(1:80)
Як-12
В 1946 году самолёт прошёл испытания. Почти сразу же было начато серийное производство. Основной вариант Як-12 обладал хорошими для своего класса машин лётными данными. Самолёт оснащался радиостанцией и приборами, обеспечивающими возможность полётов ночью и в сложных метеоусловиях, длина разбега 120 м, пробега − 150 м. Модифицированный Як-12М выпускался в Польше под обозначением PZL-101 Gawron.
Як-18
Як-50
Як-50 — советский учебно-тренировочный самолёт, одноместный цельнометаллический моноплан с низкорасположенным свободнонесущим крылом. В 1972 году в ОКБ Яковлева под руководством молодого конструктора В.П. Кондратьева был разработан новый одноместный спортивно-пилотажный самолет Як-50.[1]
Як-52
Як-52 — советский спортивно-тренировочный самолёт. Спортивно-тренировочный самолет Як-52 создан в ОКБ А.С. Яковлева в 1974 году на базе пилотажного самолета Як-50.
Як-52Б Лёгкий ударный самолёт. Отличался усиленным крылом. Вооружение состояло из 2 блоков НУРС УБ-32. Разработан в 1983 году под руководством А. А. Яковлева.
Як-52м Модернизированный. Отличается двигателем М-14Х (разработчик ОКБ Моторостроения, г. Воронеж) с трёхлопастным винтом MTV-8, доработанным крылом, новым фонарём, увеличенным до 250 л запасом топлива, составом оборудования, системой принудительного аварийного покидания СКС-84МЯ. С 2003 года переоборудуются ранее выпущенные Як-52 на Ивановском АРЗ № 308. Впервые продемонстрирован на МАКС-2003. Первый полёт 16 апреля 2004 года.
Як-55
Як-55 — одноместный пилотажный самолёт, разработанный в ОКБ имени А. С. Яковлева в 1979 году.
Самолёт предназначен для тренировки лётчиков-спортсменов и выступлений на соревнованиях по высшему пилотажу.
Як-15
Як-15 (по классификации НАТО: Feather — «Перо», первоначально Type 2) — первый реактивный истребитель, принятый на вооружение ВВС СССР. Разработан на базе Як-3, совершил первый полёт 24 апреля 1946 года. В 1946—1947 годах построено 280 самолётов.
В советских ВВС Як-15 считался переходным самолётом и использовался только для переучивания лётного состава с поршневых истребителей на реактивные.
Як-17
Як-1000
Як-21
Як-21 : Двухместный тренировочный вариант Як-15. Один из них был построен, но не был реализован из-за успеха учебно-тренировочного варианта Як-17 [16].
Як-23
Як-23 (по классификации НАТО: Flora, первоначально Type 28) — ранний реактивный истребитель ОКБ Яковлева. Совершил первый полёт в июле 1947 года.
С 1949 года в СССР выпущено 310 самолётов. Самолёты Як-23 непродолжительное время стояли на вооружении в СССР, а также в странах Восточной Европы.
Як-25
Як-25 (изделие 120, по кодификации НАТО: Flashlight — «Фонарик») — советский двухместный истребитель-перехватчик, разработанный ОКБ Яковлева в конце 1940-х годов. Как перехватчик, снят с вооружения в середине 1960-х годов, однако его высотные разведывательные варианты использовались в ВВС СССР ещё некоторое время.
Як-25РВ Высотный разведчик и самолет мишень на базе Як-25 с двигателями Р-11Ф-300. Самолёт предназначался для полётов на большой высоте, поэтому у него был увеличенный размах крыла. Выпущено 155 машин этого типа.
Як-25м
як-25рв
Як-27
Як-28
Як-28 («изделие 28», по кодификации НАТО: Brewer — «Пивовар»), — советский многоцелевой сверхзвуковой реактивный военный самолёт.
Первый полёт совершил 5 марта 1958 года. Первый в СССР крупносерийный сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик. Выпускался в модификациях фронтового бомбардировщика, перехватчика, разведчика, самолёта РЭБ, учебно-тренировочного самолёта.
Як-28
ЯК-28Р
ЯК-28П
Як-140
Як-36
В конце 1950-х годов коллектив ОКБ А. С. Яковлева приступил к работам по созданию самолёта вертикального взлёта и посадки (СВВП). Реализации этих замыслов способствовало появление лёгкого и компактного ТРД Р-19-300. В 1960 году А. С. Яковлев предложил проект самолёта Як-104 с двумя форсированными двигателями Р-19-300 тягой по 1600 кгс в качестве подъёмно-маршевых и одного подъёмного Р-19-300 тягой 900 кгс.
В 1961 году рассматривались ещё два предложения: одноместный истребитель-бомбардировщик с двумя подъёмно-маршевыми двигателями Р-21 М-300 и штурмовик с двумя ТРД Р-ПВ-300, оснащенными турбовентиляторными агрегатами. Последние представляли собой комбинацию ТРД и вентиляторов в крыле, приводимых в действие газовой струей подъёмно-маршевых двигателей. Изыскания по этим проектам привели к выводу о необходимости создания силовой установки, состоящей из ТРД и турбовентиляторного агрегата, малоресурсного ТРД только для взлёта и посадки и комбинированного двигателя с поворотным соплом.
В результате проведенных исследовательских работ к практической реализации приняли проект, получивший сначала обозначение «изделие В», а затем Як-36.
Як-38
Як-38 (внутреннее обозначение: изделие ВМ, заводское обозначение: изделие 86, по кодификации НАТО: Forger-A — «Фальшивомонетчик», «Фальсификатор» или «Кузнец») — советский палубный штурмовик, первый в СССР серийный самолёт вертикального взлёта и посадки. При его постройке использовались данные, полученные при разработке и испытаниях опытного самолёта Як-36. Самолёт был оснащён одним подъёмно-маршевым двигателем Р-28 и двумя подъёмными двигателями РД-38, расположенными за кабиной лётчика. Также на нём была установлена уникальная система автоматического катапультирования лётчика (САК) при аварийных ситуациях (в частности, отказе двигателей или струйного управления) на малых скоростях и режиме висения (более ни один самолёт отечественной авиации не имеет систему полностью автоматического покидания, решающую за лётчика).
Всего был построен 231 самолёт Як-38 различных модификаций в 1974—1989 годах. Серийный выпуск машины осуществлялся на Саратовском авиазаводе. Самолёты в составе авиагрупп могли базироваться на авианесущих крейсерах проекта 1143 («Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку»).
Як-141
Як-130
Як-130 (по кодификации НАТО: Mitten — «Рукавица») — российский учебно-боевой самолёт, разработанный ОКБ имени Яковлева совместно с итальянской компанией Aermacchi (вышедшей из проекта на заключительном этапе разработки и создавшей свой самолет M-346 на основе полученной конструкторско-технической документации на планер; ОКБ Яковлева закончило создание Як-130 без партнера)
Як-40
Як-24
Як-24 (по кодификации НАТО: Horse — «Лошадь») — советский вертолёт разработки ОКБ Яковлева продольной схемы.Постановлением правительства от 5 октября 1951 года ОКБ Яковлева было поручено создание 24-местного вертолёта продольной схемы с двигателями АШ-82. Была образована конструкторская группа в составе Николая Кирилловича Скржинского, Петра Дмитриевича Самсонова, Георгия Ивановича Огаркова, Сергея Арсеньевича Бемова, Леона Михайловича Шехтера, Игоря Александровича Эрлиха. Через два с небольшим месяца макетная комиссия под председательством маршала авиации Н. С. Скрипко рассмотрела и одобрила макет и эскизный проект машины. Конструктивно вся несущая система (лопасти, главные редукторы) и силовая установка была взята от вертолёта Ми-4. Выполнен вертолёт по двухвинтовой продольной схеме, был оснащён двумя поршневыми двигателями АШ-82В мощностью 1268 кВт.
В январе 1952 года с целью налаживания производства опытных вертолетов Як-24 на заводе № 272 в Ленинград был командирован И. А. Эрлих. Изготовленные там две машины были предназначены для статических и динамических (ресурсных) испытаний; две другие железнодорожным транспортом были доставлены в Москву для проведения лётных испытаний.
3 июля 1952 года С. Г. Бровцев впервые поднял машину в воздух. На двух вертолётах было выполнено 142 полёта. Основной проблемой оказалась вибрация, для устранения которой по предложению руководителя научно-исследовательского отдела К. С. Кильдишевой[2] на 50 сантиметров были укорочены лопасти; проблема частично устранилась и 15 ноября 1952 года принято решение завершить заводской этап испытаний и, несмотря на явную недоведённость машины, в конце 1952 года её передали на государственные испытания.
Государственные испытания неоднократно приостанавливались. Одна машина, ещё при проведении заводских испытаний на ресурс, сгорела; другая — с высоты восьми метров рухнула на землю.
В апреле 1955 года было начато серийное производство и выпущено 40 вертолётов с большим фюзеляжем, вмещавшим экипаж 3 человека и до 30 экипированных солдат или 3 000 кг груза.
Комментариев нет:
Отправить комментарий