SZD-16-GIL
Работа над СЗД-16 «Гиль» началась в 1955 году в связи с заказом Союза друзей солдата на новый промежуточный учебно-тренировочный планер, который должен был стать преемником конструкции ИС-Б «Комар», которая, в свою очередь, была производной от межвоенный период. В новом планере было решено сделать акцент на простоте эксплуатации, хороших пилотажных характеристиках и низкой стоимости производства. Хотя проект обещал создать очень удачный планер, он не удовлетворил интереса заказчика, и заводы СЖД сосредоточились на разработке и производстве планера СЖД-15 «Срок». Полет СЗД-16 был осуществлен только в 1958 г., и хотя он имел очень хорошие летные характеристики, работы по нему были прекращены в 1960 г.
IS-1 Sęp
SZD-9 Bocian
SZD-9 Bocian был польским двухместным учебно-спортивным планером с полностью деревянной конструкцией и средней конфигурацией крыла. Планер был разработан на заводе Szybowcowe Zakłady Doświadczalnych (SZD) в Бельско-Бяле. Полет прототипа состоялся в 1952 году. Снаряженная масса планера составляла от 326 до 345 килограммов.
Работы по СЖД-9 начались в 1950 г., и темпы НИОКР по новому планеру в коллективе под руководством инж. Мариан Василевский. Новый самолет с самого начала проектировался как двухместный, который заменит все более устаревший SZD-C Żuraw при обучении пилотов-планеристов. В конечном итоге СЖД-9 оказался невероятно удачной конструкцией, которая экспортировалась во многие страны, в том числе в Австрию, Австралию, Бельгию и Швейцарию. Он также широко использовался в польских аэроклубах. В ходе серийного производства было создано множество опытно-конструкторских версий планера, среди которых стоит выделить, например: СЗД-9 Боциан Б (версия с увеличенным горизонтальным оперением), СЗД-9 Боциан З (версия, предназначенная в основном для соревнований по планерному спорту). ), СЗД-9 Боциан-бис-1Д (вариант с увеличенным колесом в передней части фюзеляжа). Всего было построено около 615 планеров СЗД-9 Bocian всех модификаций. Всего на этом типе самолетов было установлено 29 мировых рекордов планеризма.
SZD-22-Mucha STD
SZD-22 Mucha Standard — польский одноместный учебно-спортивный планер с полностью деревянной конструкцией и средней конфигурацией крыла. Планер был разработан на заводе Szybowcowe Zakłady Doświadczalnych (SZD) в Бельско-Бяле. Полет прототипа состоялся в феврале 1958 года. Серийное производство началось вскоре после этого, что привело к созданию около 290 экземпляров этого планера. Снаряженная масса СЖД-22 составляла 236 килограммов.
Работа над СЗД-22 «Стандарт Мухи» началась в 1956–1957 годах, и темпы НИОКР по новому планеру были относительно высокими. Эскизный проект был разработан MSc. Владислава Новаковского, а окончательные строительные решения и дизайн выполняет команда под руководством Рудольфа Гживача. Новый планер базировался на двух других планерах: СЗД-12 Муха 100А и ИС-2 Муха. Однако в отношении этих двух конструкций было внесено много изменений: в первую очередь значительно улучшена аэродинамика нового планера, геометрия крыльев, обшивка кабины, интерьер самой кабины, а также множество доработок. также были изменены фюзеляж и хвостовое оперение. В конечном итоге СЖД-22 оказалась весьма удачной конструкцией, которая экспортировалась во многие страны, включая Бельгию, Данию, Грецию и США. В ходе серийного производства было создано несколько вариантов развития планера, среди которых стоит выделить, например, СЗД-22Э с улучшенной конструкцией крыла
SZD-41 Jantar Standard
SZD-41 Jantar Standard представлял собой польский одноместный спортивный планер с многослойной конструкцией (стеклоэпоксидный ламинат) со средним крылом. Планер был разработан на заводе Szybowcowe Zakłady Doświadczalnych (SZD) в Бельско-Бяле. Полет прототипа состоялся в октябре 1973 года. Серийное производство началось вскоре после этого, что привело к созданию около 160 экземпляров этого планера. Снаряженная масса СЖД-41 составляла 244 килограмма.
Работа над планером SZD-41 Jantar Standard началась в 1972 году, но темпы исследований и разработок значительно ускорились в 1973 году после успеха планера SZD-43 на чемпионатах мира по планерному спорту. В СЗД-41 было решено использовать полностью многослойную конструкцию, но с использованием многих элементов и узлов от планера СЗД-38. В конечном итоге Jantar Standard оказался весьма удачной конструкцией, которая экспортировалась во многие страны, в том числе в Германию, США и Союз Радзицкого. Базовым серийным вариантом стала модель СЗД-41А, имевшая по сравнению с прототипами меньшую снаряженную массу, увеличенные балластные цистерны и усиленную конструкцию крыла. Также поступил в производство вариант СЗД-41Б с немного переработанным крылом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий